Башня Бурана, Кыргызстан

Башня Бурана, Кыргызстан

Исторические и архитектурные памятники Кыргызстана

Одним из ярких примеров бережного отношения к культурному наследию кыргызского народа является создание в республике археолого-архитектурного музея "Башня Бурана". Музей открыт на территории Буранинского городища, которое находится в 12 км к югу от нынешнего г. Токмак.

Многолетними трудами историков и археологов установлено, что это городище является остатками столицы Караханидского каганата города Баласагуна. Караханидский каганат в X-XII вв. являлся крупнейшим феодальным государством Средней Азии и Казахстана. Основатели его "караханы" - "черные ханы" (выходцы из племени чигили), обитавшие на Тянь-Шане, в короткое время во второй половине Х в. покорили огромную территорию, в пределы которой входили земли от р. Или на востоке до р. Аму-Дарья на западе. Одной из столиц этого государства и являлся город Баласагун, основанный караханидами в середине Х в. в восточной части Чуйской долины.

На территории Кыргызстана при караханидах развиваются старые и возникают новые города и поселения. Центры крупных городов благоустраиваются, в них возводятся мусульманские культовые сооружения. Ряд таких монументальных сооружений был построен и в городе Баласагуне, свидетельством чего являются башня Бурана, мавзолеи и другие постройки, открытые археологами при раскопках.

Баласагун, в отличие от других городов Средней Азии, не пострадал от нашествия войск Чингисхана, и монголы даже переименовали его в Гобалык, то есть «Хороший город». Город продолжал существовать и в XIII-XIV вв., но уже не имел того значения, как прежде. Жизнь в городе постепенно затухает, жители его покидают, постройки разрушаются, и к ХV в. он окончательно прекратил свое существование. Имя его было забыто, и только минарет да остатки крепостных сооружений являлись немыми свидетелями некогда существовавшей здесь столицы государства караханидов.

Буранинское городище, а вместе с ним и минарет становятся объектами исследований русских ученых и краеведов с середины XIX в. Значительный вклад в их изучение внесли краеведы Ф.В. Поярков, В.Д. Городецкий, А.М. Фетисов, Н.Н. Пантусов, В.П. Ровнягин и выдаюющийся русский востоковед В.В. Бартольд. Несмотря на значимость археологических исследований на территоории Киргизстана в дореволюционный период, они носили случайный, любительский характер. Никаких мер по охране памятников не приинималось.

Уже в первые годы Советской власти принимается ряд мер по сохраанению башни Бурана и археологическому изучению городища. В 1927-1928 гг. по решению правительства Кыргызской АССР про водится ремонт и консервация минарета, что предупредило его дальнейшее разрушение. В 1927 г. М.Е. Массон и в 1929 г. А.И. Тереножкин осуществляют археологические работы на городище, которые заключались в проведении раскопок, сборе материалов, съемке планов и т. д.

М.Е. Массон на основе полученных материалов установил, что башня Бурана была построена в первой половине XI в. Эта дата затем была принята большинством исследователей. В 30-х годах Буранинскому городищу уделяет значительное внимание Комитет наук Кыргызской ССР и широкая общественность. В периодической печати появляются неоднократные публикации и об этом памятнике. Башню Бурана посещают многочисленные экскурсии, она находится под неослабным контролем местных органов власти.

В 1938 г. Буранинское городище и минарет изучает Семиреченская аррхеологическая экспедиция. Результаты этих исследований нашли отражение во многих трудах руководителя экспедиции А.Н. Бернштама. Однако наибольший объем работ на городище Бурана был выполнен П.Н. Кожемяко в 1953-1954 гг. В результате его исследований впервые удалось установить, что городище имеет сложную планировку и состоит из центральных развалин, представленных четырехугольной крепостью, на огромной площади, находившейся за ее пределами.

Эта территория составляла непосредственно основную часть города, где располагались жилые и хозяйственные постройки горожан и их земельные наделы, многочисленные ремесленные мастерские, базары и др. Данная территория была защищена двойным кольцом крепостных стен. Так, длина внешней стены по окружности достигала 15 км. Общая площадь города, по исследованиям П. Н. Кожемяко, составляла 25-30 кв.км.

В 1970-1974 гг. специальные научно-реставрационные мастерские Министерства культуры Кыргызской ССР по проекту Б.В. Помаскина провели реставрацию башни Бурана. За пять лет работ были восстановлены разрушенные места по всей сохранившейся высоте башни, заново переложен восьмигранный цоколь, с южной стороны сооружена лестница для подъема на минарет, и др.

Одновременно с реставрацией археологическим отрядом Института истории Киргизской ССР под руководством Д.Ф. Винника осуществлялись раскопки около минарета, на территории центральных развалин городища и других его местах. В результате этих исследований была установлена глубина заложения фундамента башни, открыты остатки четырех культовых сооружений, здание бани, жилых помещений, трассы водопроводов и др.

Материал, собранный в 1970-1974 гг., подтвердил дату существования города временем X-XIV вв. Учитывая большую научную, историко-познавательную и культурную ценность раскопанных памятников, Совет Министерства республики в 1976 г. приняли постановление о создании на базе Буранинского городища Республиканского археолого-архитектурного музея под открытым небом.

Территорию музея составляют центральные развалины городища площадью 36 га. Древние валы, окружающие эту территорию, имеют в плане форму четырехугольника, стороны которого ориентированы по сторонам света. Размеры четырехугольника 570х600 м. Сохранившаяся высота валов 3-4 м, а первоначальная достигала 8-10 м. Стены глинобитные, толщина их у основания 7,5 м, вверх они сужались.

С внешней стороны стен на расстоянии 30-40 м располагались многочисленные башни, которые служили как бы подпорками, предохранявшими стены от разрушения. Внутренняя часть четырехугольника на значительной его площади в ХХ-XIV вв. была занята постройками, сложенными из жженого и сырцового кирпича. Остатки отдельных из них археологи открывают при раскопках. Наиболее плотно были застроены южная и западная половины центральной части города. Именно в этих местах прослеживаются самые мощные напластования культурного слоя. Толщина его достигает 3-4 м.

В восточной стороне центральных развалин находится холм размерами 100х100 м и высотой 10 м, который, по предположениям исследователей, скрывает остатки дворцового комплекса или храма, существовавших здесь до Х в., то есть до возникновения города. Раскопки, проведенные на холме, на его верхней площади, вскрыли жилые постройки Х-ХII вв. и захоронения ХIII-XIV вв.

К юго-востоку от холма расположена башня Бурана, которая является центральным памятником музея под открытым небом. Башня Бурана - минарет ХI в., относится к числу первых сооружений подобного типа на территории Средней Азии. Минареты строились при мечетях и служили для призыва верующих на молитву. Исследователи полагают, что мечеть около башни Бурана находилась с западной ее стороны. Первоначальная высота Буранинского минарета равнялась 45 м. Как и у всех минаретов, верх ее был увенчан куполом-фонарем, имевшим четыре дверных проема по сторонам света. Сейчас высота башни составляет 24,6 м, остальная часть ее обрушилась во время одного из сильных землетрясений, которое было примерно в ХV или в XVI вв.

С давних времен минарет настолько привлекал внимание обитавшего здесь населения, что произошедшее от арабского слова «монара» (минарет) искаженное «Бурана» стало обозначать затем всю эту местность. Башня Бурана состоит из следующих частей: подиума или стилобота, восьмигранного цоколя и ствола. Все это сооружение покоится на фундаменте. Фундамент глубиной 5,6 м. Он четырехугольной формы, сложен из камней с прослойками кирпича.

На поверхности земли фундамент перекрыт подиумом. В плане - это квадратное сооружение с длиной сторон 12,3х12,3 м и высотой 1,2 м. Северная и восточная стороны облицованы мраморовидными блоками размерами 15х3Ох18 см, которые придавали парадный вид с этих сторон подиуму. Южная и западная стороны подиума сложены из обыкновенных камней и не облицованы. Каменная кладка подиума сверху перекрыта кирпичом, поставленным на ребро в «елочку», которая образует на поверхности подиума как бы орнамент. В центре подиума выложена вторая его ступень. В плане - это квадратная площадка размерами 9,4х9,4 м и высотой 24 см. В нее вписано основание цоколя башни.

Цоколь восьмигранной формы, ширина граней 3,9х4,1 м, высота 5 м, диаметр внизу 9,8 м, вверху - 9,3 м. Каждая грань по краям обрамлена кладкой кирпича, образующей букву «П», в которые вписаны арочные ниши. Внутреннее пространство каждой ниши в свое время было заполнено орнаментальной кладкой кирпича. Ввиду того, что в ряде ниш за прошедшие столетия орнаментальная кладка разрушилась без следа, то при реставрации граней цоколя они оставлены гладкими, без заполнения.

Продолжением восьмигранного цоколя служит ствол минарета. Он конической формы, внизу диаметром 9,3 м, кверху сужающийся до 6 м. Поверхность ствола состоит из чередующихся гладких и рельефных поясов кладки, придающих ему ажурный вид. С южной стороны на высоте 6,45 м имеется вход на минарет. Высота его 1,5 м и ширина 0,65 м. От входа на вершину минарета внутри его ствола в направлении против часовой стрелки идет винтовая лестница со ступеньками из жженого кирпича. Верх ступеней покрыт досками.

С восточной стороны на высоте 14 м имеется световое окно стрельчатой формы. В XI-XII вв. подъем к входу на минарет осуществлялся при помощи приставной лестницы или по крыше мечети. Минарет сложен из жженого кирпича размерами 25х25х5 см на ганчевом растворе.

С восточной стороны минарета были расположены мавзолеи (гумбезы), остатки которых раскопаны в 1970-1972 и 1974 гг. От них остались лишь нижние основания. Все три мавзолея являются уникальными памятниками средневековой архитектуры Кыргызстана.

Мавзолей 1

В плане - восьмигранной формы. Сохранился на высоту 1,8 м. Диаметр его окружности 11 м, толщина стены 1,7 м. Сложен из жженого кирпича на глиняном растворе. Нижняя часть выполнена гладкой кладкой, выше проходит комбинированная кладка из спаренных вертикальных и горизонтальных кирпичей. Эта кладка составляла декор всей поверхности восьмигранника до его верха. Вход в мавзолей располагался в центре западной грани примерно на высоте 2 м. В полу мавзолея находилось 4 захоронения. Мавзолей имел купольное перекрытие. Общая высота этой усыпальницы достигала 11 м. Датируется памятник XI-XII вв.

Мавзолей 2

В плане - круглое сооружение диаметром 13,6 м, толщина стены 1,8 м. Портал мавзолея находился с восточной стороны и соединялся с круглым сооружением коридорообразным входом длиной 5 м. У места соединения портала с круглым сооружением с внешней стороны имеются четырехугольной формы камеры. Портал имел богатое декоративное убранство, состоящее из различных сочетаний кладки фигурных кирпичиков и пояса надписей арабским алфавитом. В полу мавзолея находилось 11 захоронений в два яруса.

Мавзолей 3

По своей форме он аналогичен мавзолею 2. Имеет ту же планировку и почти те же размеры. По краям портала и у входа в мавзолей располагались колонны. В стене мавзолея с южной, западной и северной сторон имелось по одному световому окну. В полу мавзолея находилось 28 захоронений, расположенных в три яруса. Мавзолей 2 и 3 имели купольные перекрытия и высота их была не менее 17 м. Оба памятника датируются XI-XII вв.

В 150 м к северо-западу от холма в 1974 г. было открыто монументальное сооружение из жженого кирпича. Размеры постройки 12,3х16 м, сохранившаяся высота 2 м. Вход находился в центре восточной стены. С южной, западной и северной сторон к постройке примыкали помещения из сырцового кирпича. При раскопках были обнаружены глиняная посуда, монеты, часть бронзового светильника и кайраки с арабскими надписями. Судя по найденным предметам, этот памятник датируется XI в.

Кроме архитектурных памятников в музее под открытым небом демонстрируются и другие экспонаты, как найденные на самом городище, так и доставленные с других районов республики. Большая часть этих памятников собрана и привезена в музей археологом Д.В. Винником в период с 1970 по 1983 гг. 

Каменные изваяния - балбалы

Каменные изваяния (балбалы)составляют значительную коллекцию материалов музея, насчитывающую 80 скульптур. Они собраны с разрушенных древнетюркских могильников, главным образом, Чуйской долины, но есть и статуи с Иссык-Куля и Тянь-Шаня.

Этот вид памятников, в основном, распространен на территории Северного Кыргызстана в местах обитания кочевников - тюрков. Каменные изваяния представляют собой скульптуры с тщательной проработкой черт лица, головного убора или прически, предметов украшения, одежды, оружия и. т. д. Вместе с тем встречаются и примитивно выполненные изваяния с обозначением на камне только лица. Большей частью изображался мужчина-воин с оружием или без него и чашей в правой руке. Реже встречаются скульптуры женщин.

Каменные изваяния представляют собой как бы портретные изображения самих тюрок. Устанавливалась скульптура на могилах или ритуальных сооружениях - оградках четырехугольной или прямоугольной форм, выложенных из камней. С распространением ислама обряд погребения с установкой каменных изваяний на могилах исчезает. В коллекции музея представлены скульптуры, являющие собой подлинные шедевры изобразительного искусства тюрков периода VI-X вв. 

Каменные орудия труда

Представлены в музее коллекцией мельничных жерновов, найденных при раскопках на территории Буранинского городища. Они датируются X-XII вв. В собрании этих видов сельскохозяйственных орудий труда экспанируются и жернова с мельниц нашего времени и молотильные камни XVIII - начала ХХ вв.

Памятники эпиграфики

Представлены надгробными стелами с надписями на арабском языке. Собраны они с мусульманских кладбищ XIX - начала ХХ в. в ближайших к Буранинскому городищу местах. На стелах даны изречения из Корана, а также имя и год смерти покойного.

Значительная серия материалов из раскопок на Буранинском городище экспонируется в двух залах музейного здания. Здесь представлена глиняная посуда различных форм и размеров - от миниатюрных чашек до сосудов вместимостью 100 и более литров. Наряду с глиняной демонстрируется и посуда из стекла. Интересны керамические и бронзовые светильники. Многочисленны ручные зернотерки, кайраки с арабской и несторианской письменностями, звенья гончарных водопроводных труб. Богата коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, бронзовых монет и т.д.

Информацию любезно предоставил Калистратов Пётр